
Как научить ребенка считать: уроки математики для самых маленьких артикул
В раннем возрасте малыши получают знания и обучаются определенным навыкам, в основном, во время игры. Внимательно наблюдайте за ребенком, за тем, что его интересует в игре, к чему он прислушивается, и в зависимости от этого можно сделать акцент на определенные "занятия".
Так называемые занятия должны продолжаться на начальном этапе не более 5-7 минут, если ребенок утратил интерес, то не заставляйте его, переключите внимание на что-нибудь другое.
Раз, два...
Очень рано малышей завораживает магия чисел. Все помнят известную считалочку:
Раз, два, три, четыре, пять
Вышел зайчик погулять...
Задача родителей использовать этот интерес для того, чтобы научить дошкольника считать. Для начала нужно, чтобы ребенок усвоил счет в пределах пяти. Замечательно, если малыш заучил последовательность цифр и с удовольствием тараторит на одном дыхании, но этого недостаточно для счета, необходимо чтобы ребенок понимал количественный эквивалент каждого названия числа. Поэтому, чем чаще вы будете считать, тем быстрее в памяти отложится нужная информация. На первом этапе это должны быть одинаковые предметы. Играет малыш машинками - считайте машинки, заинтересовали кубики - считайте кубики, или куклы, или яблоки, или конфеты, главное, чтобы эти предметы были знакомы ребенку. На самом деле предметов для счета великое множество, нужно только присмотреться к тому, что окружает вас и вашего малыша. Самые простые предметы, которые находятся вокруг, являются самым интересным и полезным материалом для того, чтобы познавать мир и учиться, при желании для этого понадобится не так много времени.
Гуляя на свежем воздухе считайте деревья, цветы, машины, лавочки, качели, ворон или воробьев, подъезды или окна, главное - делать это с удовольствием. Поднимаясь по лестнице, считайте ступеньки, малыши очень любят это занятие.
Когда читаете ребенку книгу останавливайтесь на картинках, закрепляйте с их помощью прочитанное, а также используйте как пособие для счета. Задавайте малышу вопросы:
есть на картинке птички? где они?
сколько птичек на картинке?
где на картинке цветочки? сколько их?
сколько красных? сколько желтых?
найди где прячутся божьи коровки? давай посчитаем вместе сколько их? и т.д.
Обязательно похвалите ребенка, если он правильно ответил и не ругайте, если что-то не получилось, не заставляйте, если интерес угас. В следующий раз попросите малыша задавать вам вопросы. Формулировка вопросов активизирует мышление не меньше, чем поиск ответов, при этом такой вид занятия развивает еще и речь.
Когда окружающие предметы уже пересчитаны и не раз, и малыш уже более-менее не путается в счете, постепенно приобретайте развивающие игрушки и дидактические материалы, которые разнообразят ваши занятия и помогут развить мелкую моторику рук. Счетные пирамидки помогут в изучении цвета, формы и счета, счетные кубики используйте как строительный материал, а также для изучения чисел и формы предметов.
Познакомимся?
Важный момент для ребенка - знакомство с числами. Покажите как пишутся числа, как они выглядят в книге, поищите их в окружающей вас обстановке. Повесьте красочный плакат с цифрами так, чтобы малыш время от времени на него невольно поглядывал и, будьте уверены, он их выучит незаметно для себя, задействуя зрительную память. Особо нужно обратить внимание, чтобы ребенок четко представлял сколько предметов обозначает число, что, например, три мячика, три конфеты, три котенка будут обозначать число 3. В этом вам помогут всевозможные счетные наборы, наглядные пособия по математике для дошкольников, развивающие мультфильмы.
Детям нравятся различные магниты, наклейки, которые можно клеить на кафель, холодильник или магнитную доску. Магнитные цифры и буквы легко перемещаются по поверхности, удобны в использовании и в хранении, поэтому при обучении счету или чтению не упускайте возможность разнообразить занятия.
Сравни число
Постепенно вводите понятия "большой-маленький", "длинный -короткий" - у Кати большой мяч, я у Феди маленький, у Саши большой экскаватор, а у Димы поменьше, у лисички длинный хвостик, а у зайчика - короткий и т.д.
На простых примерах постарайтесь закрепить понятия "больше", "меньше", "поровну". у Светы две куклы, а у Маши- три куклы, у Маши больше.
Хорошо работает пример с конфетами, предложите малышу раздать всем по две конфеты, и обратите его внимание, что у всех по две конфеты, то есть поровну. А если кому-то не досталось конфет, то сколько у него конфет? - так можно ребенку объяснить понятие "ноль".
Давая своему маленькому помощнику небольшие поручения по дому включайте элементы логики. Складывая ботиночки, сосчитайте сколько их, обратите внимание, что у каждого человека две ноги, значит один человек может надеть два ботиночка. Если вы насчитали шесть ботинок, попросите ребенка определить сколько человек может обуть эти ботинки. Аналогично можно превратить в увлекательную игру поиск рукавичек, сравнение маминых и своих рукавичек (больше - меньше), сколько рукавичек надевает мама, а папа? а малыш? а сколько два человека оденет? и т.д. Накрывая на стол попросите посчитать всех членов семьи и каждому поставить по тарелке, а также положить ложку или вилку.
Необходимые условия для занятий
Если ребенок посещает детский сад, то поинтересуйтесь какие занятия были, что рассматривали на занятиях, закрепляйте пройденное на простых примерах.
Обучение математике в детском саду носит наглядно-действенный характер, когда воспитатель рассказывает и своими действиями показывает порядок выполнения задания. Поэтому, в первую очередь, необходимо обратить внимание на наглядные пособия, на то, чтобы они были сделаны из качественного материала, имели яркие и четкие рисунки и надписи, узнаваемый сюжет.
Дети в дошкольных учреждениях умеют и охотно работают с дидактическими материалами, развивающими логику и пространственное мышление. Желательно, чтобы до занятий ребенок познакомился с материалом, чтобы не отвлекался во время занятий на разглядывание, знал как его доставать и как складывать, когда работа будет закончена. Опытный педагог подскажет вам, какие дидактические материалы лучше приобрести вашему ребенку, с чем он любит больше всего работать, что нужно закрепить и усвоить.
![]() |
![]() |
![]() |
Счетный набор "Солнечная полянка" | Игра детская весёлые уроки "Учим цифры" | Комплект "Математика на магнитах" |
В программе обучения математике есть знакомство с геометрическими фигурами, детям рассказывают и показывают круг, прямоугольник, квадрат, ромб, а также можно познакомить с пространственными фигурами - шар, пирамида, конус. Помогут в этом наборы геометрических фигур, а также наборы -трансформеры, когда самому малышу можно сложить ту или иную фигуру.
И последнее... Не торопитесь обучать малыша счету на пальцах, устный счет активизирует мыслительную деятельность, развивает память, интеллект и быстроту реакций, даже если счет в пределах пяти-десяти. Это именно те качества, которые позволят вашему ребенку развиваться в дальнейшем и быть успешным в жизни.
Математическое содержание занятий с использованием произведений устного народного творчества и художественной литературы
***
Есть один
Нос-курнос.
Это – раз.
Есть и парочка глаз,
Как у вас.
Раз и два.
А на курточке, смотри:
Пуговки пришиты три.
Раз, два, три.
А еще у меня есть кармашки –
Четыре,
А на них по ромашке
Мама вышила. Вот:
Раз, два, три, четыре.
Ну, а пальчиков пять.
Я могу сосчитать!
Раз, два, три, четыре, пять!
(А.Шахигян, Что у меня есть)
***
1 столбиком стоит,
Забавный на вид:
Сам в струнку, а на нём
Картуз с козырьком.
2 на ножке приседает
И головку наклоняет.
Так красиво шею гнёт –
Прямо лебедем плывёт.
3 колечком прежде было,
Да его, вишь, распилили.
Половинки две остались
И друг на дружку взобрались.
4 – как будто стул
Кто-то вдруг перевернул
И поставил вверх ногами.
Посудите-ка вы сами!
5 на серп очень похоже,
Всё ж для жатвы вряд ли гоже:
Серп бы пригодился вам,
Только… ручка пополам!
6 калачиком свернулось
И улиткой обернулось.
Равлик-павлик на дорожке…
Только где ж у него ножки?
7 совсем будто коса,
Да не острая она!
И черенок у неё длинный-
Предлинный!
8 кренделёк такой,
С мёдом, с маком и витой!
Только – чур! - друзья:
Есть его нельзя.
9 вроде как крючок,
Только для чего?
Не вполне похож, дружок,
Ну да ничего.
10 значит, что «конец -
И делу венец».
В виде подписи стоят
Столбик с бубликом в ряд.
(А.Шахигян, Какие они собой)
***
Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать;
Родились у нас котята –
Их по счёту ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
Раз, два, три, четыре, пять.
Раз – котёнок самый белый,
Два – котёнок самый смелый,
Три – котёнок самый умный,
А четыре – самый шумный.
Пять – похож на Три и Два –
Тот же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята –
Раз, Два, Три, Четыре, Пять!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать.
(С.Михалков, Котята)
***
Танцует крошка,
А всего одна ножка.
(Загадка, Юла)
***
У кого одна нога,
Да и та без башмака.
(Загадка, Гриб)
***
Два братца в воду глядятся –
Век не сойдутся.
(Загадка, Берега)
***
Кто в году четыре раза переодевается?
(Загадка, Земля)
***
Тридцать три сестрички
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет,
То на всё найдёшь ответ.
(Загадка, Буквы)
***
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.
(Загадка, Пальцы)
***
Рано утром по порядку
Вышли куклы на зарядку:
Маша – первая, а Рая,
Рая с бантиком – вторая,
Третья – Катя-Катерина,
А четвёртая – Полина.
Я же пятая стою
И команды отдаю.
***
Раз, два, три, четыре,
Жили мушки на квартире.
К ним повадился сам – друг
Крестовик, большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь,
Паука мы вон попросим:
«К нам обжора не ходи»
Ну-ка, Мишенька, води.
***
Как-то вечером на грядке
Репа, свёкла, редька, лук
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали в круг.
Рассчитались чётко тут же:
Раз, два, три, четыре, пять…
Прячься лучше! Прячься глубже!
Ну а ты иди искать!
В раннем возрасте малыши получают знания и обучаются определенным навыкам, в основном, во время игры. Внимательно наблюдайте за ребенком, за тем, что его интересует в игре, к чему он прислушивается, и в зависимости от этого можно сделать акцент на определенные "занятия".
Так называемые занятия должны продолжаться на начальном этапе не более 5-7 минут, если ребенок утратил интерес, то не заставляйте его, переключите внимание на что-нибудь другое.
Раз, два...
Очень рано малышей завораживает магия чисел. Все помнят известную считалочку:
Раз, два, три, четыре, пять
Вышел зайчик погулять...
Задача родителей использовать этот интерес для того, чтобы научить дошкольника считать. Для начала нужно, чтобы ребенок усвоил счет в пределах пяти. Замечательно, если малыш заучил последовательность цифр и с удовольствием тараторит на одном дыхании, но этого недостаточно для счета, необходимо чтобы ребенок понимал количественный эквивалент каждого названия числа. Поэтому, чем чаще вы будете считать, тем быстрее в памяти отложится нужная информация. На первом этапе это должны быть одинаковые предметы. Играет малыш машинками - считайте машинки, заинтересовали кубики - считайте кубики, или куклы, или яблоки, или конфеты, главное, чтобы эти предметы были знакомы ребенку. На самом деле предметов для счета великое множество, нужно только присмотреться к тому, что окружает вас и вашего малыша. Самые простые предметы, которые находятся вокруг, являются самым интересным и полезным материалом для того, чтобы познавать мир и учиться, при желании для этого понадобится не так много времени.
Гуляя на свежем воздухе считайте деревья, цветы, машины, лавочки, качели, ворон или воробьев, подъезды или окна, главное - делать это с удовольствием. Поднимаясь по лестнице, считайте ступеньки, малыши очень любят это занятие.
Когда читаете ребенку книгу останавливайтесь на картинках, закрепляйте с их помощью прочитанное, а также используйте как пособие для счета. Задавайте малышу вопросы:
есть на картинке птички? где они?
сколько птичек на картинке?
где на картинке цветочки? сколько их?
сколько красных? сколько желтых?
найди где прячутся божьи коровки? давай посчитаем вместе сколько их? и т.д.
Обязательно похвалите ребенка, если он правильно ответил и не ругайте, если что-то не получилось, не заставляйте, если интерес угас. В следующий раз попросите малыша задавать вам вопросы. Формулировка вопросов активизирует мышление не меньше, чем поиск ответов, при этом такой вид занятия развивает еще и речь.
Когда окружающие предметы уже пересчитаны и не раз, и малыш уже более-менее не путается в счете, постепенно приобретайте развивающие игрушки и дидактические материалы, которые разнообразят ваши занятия и помогут развить мелкую моторику рук. Счетные пирамидки помогут в изучении цвета, формы и счета, счетные кубики используйте как строительный материал, а также для изучения чисел и формы предметов.
Познакомимся?
Важный момент для ребенка - знакомство с числами. Покажите как пишутся числа, как они выглядят в книге, поищите их в окружающей вас обстановке. Повесьте красочный плакат с цифрами так, чтобы малыш время от времени на него невольно поглядывал и, будьте уверены, он их выучит незаметно для себя, задействуя зрительную память. Особо нужно обратить внимание, чтобы ребенок четко представлял сколько предметов обозначает число, что, например, три мячика, три конфеты, три котенка будут обозначать число 3. В этом вам помогут всевозможные счетные наборы, наглядные пособия по математике для дошкольников, развивающие мультфильмы.
Детям нравятся различные магниты, наклейки, которые можно клеить на кафель, холодильник или магнитную доску. Магнитные цифры и буквы легко перемещаются по поверхности, удобны в использовании и в хранении, поэтому при обучении счету или чтению не упускайте возможность разнообразить занятия.
Сравни число
Постепенно вводите понятия "большой-маленький", "длинный -короткий" - у Кати большой мяч, я у Феди маленький, у Саши большой экскаватор, а у Димы поменьше, у лисички длинный хвостик, а у зайчика - короткий и т.д.
На простых примерах постарайтесь закрепить понятия "больше", "меньше", "поровну". у Светы две куклы, а у Маши- три куклы, у Маши больше.
Хорошо работает пример с конфетами, предложите малышу раздать всем по две конфеты, и обратите его внимание, что у всех по две конфеты, то есть поровну. А если кому-то не досталось конфет, то сколько у него конфет? - так можно ребенку объяснить понятие "ноль".
Давая своему маленькому помощнику небольшие поручения по дому включайте элементы логики. Складывая ботиночки, сосчитайте сколько их, обратите внимание, что у каждого человека две ноги, значит один человек может надеть два ботиночка. Если вы насчитали шесть ботинок, попросите ребенка определить сколько человек может обуть эти ботинки. Аналогично можно превратить в увлекательную игру поиск рукавичек, сравнение маминых и своих рукавичек (больше - меньше), сколько рукавичек надевает мама, а папа? а малыш? а сколько два человека оденет? и т.д. Накрывая на стол попросите посчитать всех членов семьи и каждому поставить по тарелке, а также положить ложку или вилку.
Необходимые условия для занятий
Если ребенок посещает детский сад, то поинтересуйтесь какие занятия были, что рассматривали на занятиях, закрепляйте пройденное на простых примерах.
Обучение математике в детском саду носит наглядно-действенный характер, когда воспитатель рассказывает и своими действиями показывает порядок выполнения задания. Поэтому, в первую очередь, необходимо обратить внимание на наглядные пособия, на то, чтобы они были сделаны из качественного материала, имели яркие и четкие рисунки и надписи, узнаваемый сюжет.
Дети в дошкольных учреждениях умеют и охотно работают с дидактическими материалами, развивающими логику и пространственное мышление. Желательно, чтобы до занятий ребенок познакомился с материалом, чтобы не отвлекался во время занятий на разглядывание, знал как его доставать и как складывать, когда работа будет закончена. Опытный педагог подскажет вам, какие дидактические материалы лучше приобрести вашему ребенку, с чем он любит больше всего работать, что нужно закрепить и усвоить.
![]() |
![]() |
![]() |
Счетный набор "Солнечная полянка" | Игра детская весёлые уроки "Учим цифры" | Комплект "Математика на магнитах" |
В программе обучения математике есть знакомство с геометрическими фигурами, детям рассказывают и показывают круг, прямоугольник, квадрат, ромб, а также можно познакомить с пространственными фигурами - шар, пирамида, конус. Помогут в этом наборы геометрических фигур, а также наборы -трансформеры, когда самому малышу можно сложить ту или иную фигуру.
И последнее... Не торопитесь обучать малыша счету на пальцах, устный счет активизирует мыслительную деятельность, развивает память, интеллект и быстроту реакций, даже если счет в пределах пяти-десяти. Это именно те качества, которые позволят вашему ребенку развиваться в дальнейшем и быть успешным в жизни.
Математическое содержание занятий с использованием произведений устного народного творчества и художественной литературы
***
Есть один
Нос-курнос.
Это – раз.
Есть и парочка глаз,
Как у вас.
Раз и два.
А на курточке, смотри:
Пуговки пришиты три.
Раз, два, три.
А еще у меня есть кармашки –
Четыре,
А на них по ромашке
Мама вышила. Вот:
Раз, два, три, четыре.
Ну, а пальчиков пять.
Я могу сосчитать!
Раз, два, три, четыре, пять!
(А.Шахигян, Что у меня есть)
***
1 столбиком стоит,
Забавный на вид:
Сам в струнку, а на нём
Картуз с козырьком.
2 на ножке приседает
И головку наклоняет.
Так красиво шею гнёт –
Прямо лебедем плывёт.
3 колечком прежде было,
Да его, вишь, распилили.
Половинки две остались
И друг на дружку взобрались.
4 – как будто стул
Кто-то вдруг перевернул
И поставил вверх ногами.
Посудите-ка вы сами!
5 на серп очень похоже,
Всё ж для жатвы вряд ли гоже:
Серп бы пригодился вам,
Только… ручка пополам!
6 калачиком свернулось
И улиткой обернулось.
Равлик-павлик на дорожке…
Только где ж у него ножки?
7 совсем будто коса,
Да не острая она!
И черенок у неё длинный-
Предлинный!
8 кренделёк такой,
С мёдом, с маком и витой!
Только – чур! - друзья:
Есть его нельзя.
9 вроде как крючок,
Только для чего?
Не вполне похож, дружок,
Ну да ничего.
10 значит, что «конец -
И делу венец».
В виде подписи стоят
Столбик с бубликом в ряд.
(А.Шахигян, Какие они собой)
***
Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать;
Родились у нас котята –
Их по счёту ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
Раз, два, три, четыре, пять.
Раз – котёнок самый белый,
Два – котёнок самый смелый,
Три – котёнок самый умный,
А четыре – самый шумный.
Пять – похож на Три и Два –
Тот же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята –
Раз, Два, Три, Четыре, Пять!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать.
(С.Михалков, Котята)
***
Танцует крошка,
А всего одна ножка.
(Загадка, Юла)
***
У кого одна нога,
Да и та без башмака.
(Загадка, Гриб)
***
Два братца в воду глядятся –
Век не сойдутся.
(Загадка, Берега)
***
Кто в году четыре раза переодевается?
(Загадка, Земля)
***
Тридцать три сестрички
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет,
То на всё найдёшь ответ.
(Загадка, Буквы)
***
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.
(Загадка, Пальцы)
***
Рано утром по порядку
Вышли куклы на зарядку:
Маша – первая, а Рая,
Рая с бантиком – вторая,
Третья – Катя-Катерина,
А четвёртая – Полина.
Я же пятая стою
И команды отдаю.
***
Раз, два, три, четыре,
Жили мушки на квартире.
К ним повадился сам – друг
Крестовик, большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь,
Паука мы вон попросим:
«К нам обжора не ходи»
Ну-ка, Мишенька, води.
***
Как-то вечером на грядке
Репа, свёкла, редька, лук
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали в круг.
Рассчитались чётко тут же:
Раз, два, три, четыре, пять…
Прячься лучше! Прячься глубже!
Ну а ты иди искать!
Номер телефона:
Оценка товара:
1 2 3 4 5
Ваш комментарий:
Также может быть интересно
-
<